Украинское женское кино. Саша Рубан: От мальчишек в обтягивающих костюмах все подустали – женщины теперь тоже спасают мир

від | Січ 3, 2019 | Дівчина говорить

В 2018 на экраны вышло много украинских фильмов — смешных, трогательных и серьезных. Поэтому вместе с Ukrainian Film School знакомимся с украинским режиссерками, чтобы узнать, с чем они сейчас работают, как это — снимать женское кино, есть ли сексизм в индустрии и каких фильмов не хватает в Украине? Саша Рубан работает над анимационными фильмами, сейчас полностью посвящает себя картине «Мавка. Лесная песня», которая выйдет в 2019 году.

Начало карьеры

Все началось с работы на региональном канале «Рудана» в моем родном городе Кривой Рог. Телевизионная индустрия стала отправной точкой. Тогда в моей трудовой книжке в графе должность написали «режиссер».
Была режиссером проектов на региональном ТВ. Их много, но смысла перечислять нет, хотя все я очень люблю и помню. Работала вторым режиссером на скетч-шоу «Краина У», была вторым режиссером и сценаристом в третьем и четвертом сезонах сериала «Эскимоска. Приключения в Арктике» и прямо сейчас работаю над полнометражным анимационным фильмом «Мавка. Лесная песня».

Работа над анимационными фильмами

Пока не выбираю сценарии, как делают именитые режиссеры, но обязательно дорасту до такого уровня. Я работаю с тем, что есть, если необходимо, вношу изменения в историю. Как говорят: успех любого проекта определяют три вещи – история, история и история. Это большой труд – завоевать внимание зрителя. Сейчас есть огромные технические возможности, но они теряют смысл без увлекательного сюжета и интересного персонажа. 
Украинское женское кино. Саша Рубан: От мальчишек в обтягивающих костюмах все подустали – женщины теперь тоже спасают мир, The Devochki
Создание анимационного продукта отличается от производства киноленты. Это намного дольше, сложнее и кропотливее. Но так же, как и в фильмах, все начинается с идеи, которую хочешь реализовать. Идея преобразуется в посыл, обрастает действиями, вырисовываются характеры персонажей, которые диктуют особенности истории. После готового сценария приступаешь к разработке всех и вся. Герои, локации, предметы, эффекты. И конечно, рисуешь аниматики, где и проверяешь, работает ли сюжет или нет.
В кино вышел на локацию – и снимай себе дублей вагон. А тут ни локаций, ни дублей. Все создается вручную и сразу высокого качества.
Работа чем-то похожа на экспедицию к неизведанным берегам. В процессе плавания команда устает и хочет домой, а капитан мечтает открыть Америку. Потом встречи, обсуждения, читки, тесты, пробы, съемки, монтаж. Все в разных пропорциях и в разной последовательности.

О сексизме в индустрии

Сейчас стали чаще интересоваться этим вопросом. Мир вдруг задумался, а как там женщины себя чувствуют? Это забавно и немного печально. Печально, что раньше на это не обращали внимания, и забавно, почему вдруг это стало интересовать именно сейчас?
Сексизм проявляется в том, что мужчины зарабатывают больше женщин, находясь на тех же должностях и выполняя куда меньший объем работы. И с женщиной позволяют себя вести не так, как с мужчиной. Женщине чаще вверяют эмоциональность в недостаток. Мужчины не задерживаются на работе, так как у них семья. А женщины сидят. Невроз и комплекс отличницы подливают масла в огонь, конечно.
Я не была мужчиной, и мои наблюдения субъективны. Для чистоты эксперимента попробовала бы говорить и делать то же самое, что делаю сейчас, но с галстуком между ног (это выражение, правда, носит секситский характер), и сравнила бы потом результативность тех же действий, но в юбке (и это можно прочитать как сексизм), – было бы более интригующе.
А так все мною сказанное можно списать на «личное мнение», а не факты. Ну, или еще на опыт, который, как известно, у каждого свой. В общем, о сексизме все говорят, но не совсем понимают, что с ним делать. Да и как его вычислить и зафиксировать или все это пострадавшие себе придумали? Нет же сексизмометра.

Тема женщин в кино

Тема женщин актуальна как никогда. Они теперь не только супермамы, супержены, суперпрофи, а еще и супергерои в кино. От мальчишек в обтягивающих костюмах все подустали немного – женщины теперь тоже спасают мир. Посмотрите, сколько выходит и еще выйдет блокбастеров и фэнтези с яркими главными героинями.
Украинское женское кино. Саша Рубан: От мальчишек в обтягивающих костюмах все подустали – женщины теперь тоже спасают мир, The Devochki
Впрочем, людей всегда будут волновать одни и те же вопросы: как найти свой путь, любовь, свое предназначение, как стать счастливым, как пережить утрату, как не сломаться под ударами судьбы и т.д. Просто в разные моменты истории будут рассказываться разными героями и способами. А вопросы будут всегда те же.

Каких фильмов не хватает Украине

В Украине не хватает фильмов с сильной историей. Мы не сможем тягаться с технологиями больших студий. Они их изобретают специально под фильмы, под задачи. А мы просто собираем сумасшедших людей на проект, чтобы они втащили то, что втащить за такие сроки и деньги очень сложно. Мы все работаем на идеологии – это наше топливо. Но пора уже переходить в старшие классы, как по мне.

Любимые женские работы в кино

Я восхищаюсь Джули Теймор и ее картиной «Фрида». Думаю, если ты снял такое кино, то можно ничего уже и не снимать. Нэнси Майерс и ее «Любовь по правилам и без» и «Отпуск по обмену» – это просто восхитительно, живо, остроумно и легко. У нее всегда женские персонажи выходят такими, какой я бы хотела быть.
Алла Сурикова сняла «Человек с бульвара Капуцинов». Думаю, прочитав, многие не поверят, но это так. Это сняла женщина. И вот вам следующий удар: Светлана Дружинина – режиссерка сериала «Гардемарины, вперед!». Как вам это понравится? Ну, и добью вас окончательно – «17 мгновений весны» сняла Татьяна Лиознова. Живите теперь с этим.
Дженнифер Ли сочинила для Disney Pixar «Ральфа», а также написала и поставила совместно с Крисом Баком «Холодное сердце» – самый прибыльный фильм за всю историю студии. Она успешная и теперь довольно богатая женщина. И я за нее рада.
Мне нравится Грета Гервик, которая написала и сняла «Леди Берд» – очень хорошая работа, Эми Шерман-Палладино – режиссерка сериалов «Удивительная миссис Мейзел» и «Девочки Гилмор». «Удивительная миссис Мейзел» посмотрите обязательно. Прямо вот ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Маржан Сатрапи создала очень странную, но крепкую черную комедию «Голоса» с Райаном Рейнольдсом, который ведет уморительные беседы с котом и псом. Кто любит подобный жанр – милости прошу к просмотру.
Кэтрин Бигелоу и ее «Повелитель бури» – прекрасны.
Сюзанна Бир – режиссерка сериала «Ночной администратор». Очень крепкий сериал вышел. Тоже рекомендую.

О коллегах в индустрии

С коллегами общаюсь, но мало. Жутко не хватает поводов встречаться и обмениваться опытом. Не знаю, почему у нас это не принято. Все боятся чем-то поделиться.
Из фильмов украинского производства очень понравилась «Брама», и «Припутни» Аркадия Непиталюка хорошие. Паша Остриков – очень талантливый режиссер и снимает чудесные короткие метры. Большие умницы Марыся Никитюк и Виктория Трофименко.
Хочется, чтобы снимали больше. Но опять-таки дело не просто в количестве, а и в качестве, безусловно.
 
Українське жіноче кіно. Віра Яковенко про «витончений сексизм» та фільми, яких не вистачає в країні
Украинское женское кино. Виктория Трофименко: Режиссер — человек без пола
Украинское женское кино. Марина Дымшиц: Заранее провальное дело — работать над темами, которые тебе не близки
Ukrainian Film School — первая украинская киношкола на базе крупнейшей в Восточной Европе киностудии FILM.UA. Ежегодно школа выпускает более 100 студентов актерского, сценарного, режиссерского, операторского и продюсерского курсов. Преподаватели школы — практики и профессионалы индустрии. После учебы выпускники продолжают тесно сотрудничать с киностудией FILM.UA, открывают собственные продакшены, создают украинский продукт и работают с зарубежными брендами и компаниями.
Также частью Ukrainian Film School являются детская киношкола Cinema Kids, театральная платформа Masterskaya и школа коротких курсов Short.
 

Читайте нас в Telegram-каналі, у Facebook та Instagram

Ми залишаємося незалежним та чесним жіночим виданням вже 7 років. На відміну від багатьох жіночих сайтів ми прагнемо відверто говорити про жінок та надати платформу для різноманітних голосів, які розповідають про справжнє життя, реальні проблеми жінок, їхні потреби, страхи, надії, про їхній досвід, успіх та досягнення. Кожна з нас заслуговує бути почутою. Кожна з нас може бути прикладом та натхненням для інших. Кожен, великий чи невеликий, внесок неймовірно цінний — він має важливе значення для захисту нашої редакторської незалежності та існування цього проєкту. Підтримайте The Devochki — від 50 гривень. Дякуємо!