Мы – стадо. И это хорошо

від | Лют 22, 2018 | Дівчина говорить

Разумеется, я противопоставляю себя серой массе и люблю думать, что иду против системы. Вот с утра прям просыпаюсь, ресницы крашу – и иду. Ставлю десять баксов, что каждый из вас такого же мнения о себе. Мы – стадо, которое отчаянно борется с собственным стадным инстинктом. Мы – коллектив, в котором никто не хочет признавать свое членство.

С одной стороны, наш стадный инстинкт чрезвычайно силен, и игнорировать его невозможно. С другой, он безнадежно заклеймен и считается признаком тупого быдла. Стадо – это люди, которые неделю стоят в очереди за новым айфоном, а вовсе не те, кто в благотворительных целях обливаются из ведра холодной водой со льдом. Верно?

В нашем самовосприятии присутствует некоторая шизофрения. Человек, который своим существованием, развитием и фейсбуком обязан социальной форме жизни, теперь стал относиться к этому социуму с глубоким отвращением.

Стадный инстинкт живет внутри у каждого из нас, но загнан в самую глубину, как бес. Ни вырезать, ни полюбить.

Навязчивое отрицание у себя стадного инстинкта и неустанные попытки его искоренить похожи на психическое расстройство, которое называется «Синдром нарушения целостности восприятия своего тела» или BIID (body integrity identity disorder). BIID-пациенты с детства испытывают чувство, будто некая часть их тела им не принадлежит, и любой ценой пытаются избавиться от нее. Они перетягивают свою руку или ногу бинтами, прячут под одеждой, чтоб ее не видеть, годами ищут хирурга, который бы согласился ампутировать совершенно здоровую конечность. И часто умудряются самостоятельно настолько повредить плоть (порезать, отморозить или отпилить), что в итоге врачам приходится делать операцию[1].

Наш стадный инстинкт – абсолютно здоровая, работающая часть организма. Не надо его хейтить и отпиливать. Совсем наоборот – нужно признать его, изучить и научиться использовать себе во благо.

Стадо дает тебе чувство безопасности

Наша базовая прошивка называется «Бей или беги». Такой, честно говоря, топором сделанный софт. Но зато он позволил нам выжить. В основном, конечно, за счет того, что держит на стреме. По поводу и без повода херачит кортизол и вообще следит, чтобы мы не расслаблялись – ведь за каждым углом мамонт.

Алле, какой мамонт, в 21 веке живем. У нас айфон икс! Мы на тачке в космос уже за хлебушком мотаемся. Но мозг как в палеолите еще взял курс, так до сих пор и топит: «Кортизооооооол! Больше, больше кортизола. А то кабы чего не вышло».

Ну оно и правильно. Рано расслабляться. Вчера мамонты, а завтра Тесла на голову упадет. Поэтому вырубать аларм нельзя. Но можно его уравновесить окситоцинчиком.

Он как раз снимает стресс и снижает уровень тревожности. А добывается из других людей посредством обнимашек [2].

Ученые из Гарварда потратили 75 лет и кучу бабла на исследование счастья. И выяснили до боли простую вещь: счастливыми нас делают социальные связи. Все. Нет, ни сложный комплекс обстоятельств, ни богатство, ни даже вот это ваше святое здоровлячко. А просто люди рядом [3]. Стадо, другими словами.

Потребность ощущать безопасность – одна из базовых. Без этого чувства нам очень, очень плохо живется. Поэтому давайте не будем закатывать глаза при виде толпы людей на Софийской площади в Рождество.

Оставь свое ханжеское «я не люблю толпу», возьми друзей или родных и пойди в самое людное место в городе. Улыбайся окружающим, поздравляй незнакомцев с праздником, хлопай по плечу и даже обнимай. Езди на музыкальные фестивали, ходи на концерты и на футбол, смотри вместе со всеми запуск ракеты. Эта «серая масса» – и есть твоя таблетка от раннего Альцгеймера и унылой старости. Запомни, выживут только любовники. Практикующие любовь в самом широком спектре.

Стадо обеспечивает тебя ресурсами

Мы восхищаемся Шерлоком Холмсом и хотим быть похожими на Доктора Хауса. Идея никем не понятого, но всеми признанного гения-одиночки манит и дразнит наши умы. Сегодняшние герои – асоциальные мизантропы. А тот, кто хорошо ладит с коллективом, на человеческом языке называется «тюфяк».

Это все, друзья, инфантильность и влажные мечты о том, как тебе никто не нужен, а ты нужен всем.

Но тут такая штука – какой бы ни была твоя цель, для ее достижения тебе нужны ресурсы. В частности, люди и все, что они могут тебе дать: знания, опыт, информация, инвестиции, связи, мотивация, поддержка. Это касается не только бизнеса (который сам по себе – явление сугубо социальное), но даже творчества и инноваций.

Главные открытия нашего века по большей части носят коллективный характер. Даже один маленький прорыв в конкретной узкой области совершает целая группа ученых. Звездная пыль рассыпана нынче над человечеством, а не собрана в один золотой слиток. Нарциссизм и единоличность – это ржавый ключ, который больше не открывает нужных дверей. А вот добротный стадный инстинкт позволит нам слиться в один общий экстаз разума и по крупице собрать собою великого Леонардо да Винчи.

Гениальная идея в твоей голове – это хорошо. Но она не будет работать, пока ты не встанешь с дивана и не соберешь вокруг нее массу людей [4]. Да-да, ту самую массу, от которой мы морщим носик и частью которой так сильно не хотим быть.

Стадо конструирует твою личность

Внимание, сейчас будет немножко трудно. Наше представление о собственном «я» зиждется на декартовском Cogito ergo sum – то, что я могу себя помыслить, и есть доказательство моего существования. Таким же способом (через мыслительную деятельность) человеку предлагается не только убедиться, что он есть, но и понять, каков он. Будто бы человек может сесть, подумать и все про себя узнать: толстый он или худой; добрый или злой; тварь дрожащая или право имеет. А человека-то как такового и нет. По крайней мере, нет его в декартовском понимании – как существа самодостаточного и автономного [5]. А есть, грубо говоря, только совокупность реакций на окружающую среду и других людей. Чтобы собрать свою личность в единое целое и составить о себе хоть какое-то представление, тебе нужно сложить вместе все фрагменты собственного взаимодействия с другим, с тем, что тобою не является. На работе ты один, с любимым человеком – другой, а с мамой – совсем третий. Ты отражаешься совершенно по-разному в глазах каждого барана из стада. Сколько там глаз, столько и тебя.

Хорошей иллюстрацией этого феномена может послужить местоимение «я» в японском языке. Вернее, его стопятьсот вариаций:

私 (watashi) – стандартное «я», используется как мужчинами, так и женщинами.

私 (watakushi) — используется в разговоре с людьми, которые старше вас по рангу или по возрасту, а также в официальной обстановке. То есть, таким «я» вы не просто указываете на себя, но и на свое более низкое по отношению к собеседнику положение.

僕 (boku) – так про себя говорят мужчины, пацанки, феминистки и лесбиянки (немного утрирую, но посыл понятен). Это «я», которое не просто обозначает границы объекта, но и некоторые его характеристики.

俺 (ore) – тоже мужское «я», которое употребляется только с равными себе.

あたし (atashi) – женское «я». Придает некоторую женственность речи.

内 (uchi) – неформальное «я», которое не имеет гендерной окраски. Женщины могут употреблять это местоимение вместо предыдущего, чтоб не звучать слишком миловидно.

わし (washi) – старомодное «я», которое используют пожилые мужчины, чтобы подчеркнуть свой солидный возраст и немного пригнобить собеседника.

自分 (jibun) – официальное «я», часто употребляемое в деловой среде.

吾輩 (wagahai) – устаревшая форма «я», которую употребляли мужчины высокого социального положения.

拙者 (sesshya) – я, которое дословно переводится как «неуклюжий человек». Так называли себя самураи. Созвучно русскому «ваш покорный слуга”.

あたい (atai) – женское «я» гейши.

妾 (warawa) – «я» жены самурая, которое показывало скромность и самоуничижение говорящей женщины.

Из этого дурдома хорошо видно, что японец использует разные «я» в зависимости от ситуации, меняя местоимения, как маски. “Нет, – говорят японцы Декарту, – тут все тоньше, дружок. Сколько бы я ни мыслил, а все равно у меня не получится себя понять до конца, пока я не поговорю и с нищим, и с императором, и с тещей”.

Без стада у тебя нет не только возможности развиваться, но и даже просто себя узнать. Люди, которые так усердно избегают толпы и самого разнообразного общения, обкрадывают себя. И остается у них одно только блеклое, невыразительное 私 (ваташи), и больше ничего.

В философии, как и в фешн-индустрии, есть свои тренды и антитренды, свои хайпы и зашквары. А потому снимите немедленно этот свой индивидуализм! Стадо – наш новый хит сезона. Так все сейчас ходят, отвечаю.

Литература:

  1. Дик Свааб. Мы — это наш мозг. От матки до Альцгеймера//Изд-во Ивана Лимбаха, 2014. – 544с.
  2. Рик Хансон, Ричард Мендиус. Мозг и Счастье. Загадки современной нейро-нсихологии//Эксмо, 2011. – 320с.
  3. What makes a good life? Lessons from the longest study on happiness | Robert Waldinger 
  4. Стивен Джонсон. Откуда берутся хорошие идеи//АСТ, 2014. – 384с.
  5. Abeba Birhane. Descartes was wrong: ‘a person is a person through other persons’ 

Читайте нас в Telegram-каналі, у Facebook та Instagram

Ми залишаємося незалежним та чесним жіночим виданням вже 7 років. На відміну від багатьох жіночих сайтів ми прагнемо відверто говорити про жінок та надати платформу для різноманітних голосів, які розповідають про справжнє життя, реальні проблеми жінок, їхні потреби, страхи, надії, про їхній досвід, успіх та досягнення. Кожна з нас заслуговує бути почутою. Кожна з нас може бути прикладом та натхненням для інших. Кожен, великий чи невеликий, внесок неймовірно цінний — він має важливе значення для захисту нашої редакторської незалежності та існування цього проєкту. Підтримайте The Devochki — від 50 гривень. Дякуємо!