Феминизм со швейцарским лицом

від | Лют 20, 2018 | Дівчина говорить, Фемінізм

Швейцарию часто путают со Швецией, и феминизм не является ее государственной идеологией. Но ряд недавно принятых законов позволяет Швейцарии уже целую декаду находиться в топах таблицы стран с самым низким Индексом гендерного неравенства. Но так было далеко не всегда.

Один из самых шокирующих фактов в истории равноправия в стране — поздние даты принятия «женских законов». Швейцария – федеративная республика, а это означает, что каждый кантон имеет индивидуальные законы, полномочия которых ограничены федеральной конституцией.

В 1981 году швейцарский парламент внес в конституцию закон о равноправии полов. Если жительницы французских кантонов получили право голоса еще в 1959-м, то, например, женщины из северо-восточного горного кантона Аппенцелль смогли проголосовать на кантональных выборах и референдумах только в начале 90-х.

Население одного из самых консервативных кантонов Швейцарии неоднократно отклоняло инициативу о женском праве голосовать до тех пор, пока в 1991 году это решение не принял Верховный Совет Конфедерации. Спустя почти 30 лет после того, как советская космонавтка впервые полетела в космос, и 98 лет после того, как гражданки Новой Зеландии (правда, только белые) получили аналогичные права.

Некоторые швейцарские законы, имевшие силу вплоть до 1985 года, у широкой постсоветской общественности, скорее, ассоциируются с внутренней политикой стран Персидского залива, чем с лощеным банковским Цюрихом.

Когда наши мамы и бабушки свободно (насколько это было возможно в СССР) выбирали профессии и растили детей в одиночку, швейцарки не могли самостоятельно открыть счет в банке и найти место учебы без расписки с подписью мужа, а поводом для вмешательства в личную жизнь со стороны социальных служб мог стать лишь тот факт, что женщина была матерью-одиночкой.

О феминистическом движении в Швейцарии известно не так уж и много, но его весьма стремительное развитие в последние годы значительно улучшило качество жизни швейцарок и швейцарцев. В 2002 году были приняты поправки, продлевающие допустимый срок аборта, и прерывающая беременность таблетка morning after-pill сталa доступнa в свободной продаже, что дало женщинам больше свободы над собственным телом.

В 2005-м, после четырехкратного отклонения, наконец, был принят закон об экономической и социальной защите матерей. В 2005-м изнасилование в браке было дополнительно криминализировано, включая ex-officio, что означает, что партнер может быть осужден за изнасилование, даже если другой партнер не подал заявление.

Законы такого плана часто встречают отпор у разных групп населения в разных странах, так как многие опасаются излишнего вмешательства в личную жизнь со стороны государства. На самом деле, их задача сделать помощь равноценно доступной для каждой женщины, оказавшейся в трудной ситуации.

Сегодня феминизм в Швейцарии, как и в большинстве западноевропейских стран, переживает новый подъем. И у него определенно молодое лицо. В 2017-м, согласно опубликованным на новостном портале Vice данным, на ежегодную женскую демонстрацию, приуроченную к Международному женскому дню, в Цюрихе пришло всего 250 человек, но уже через три дня на более актуальный Женский марш, который организовали две 18-летние школьницы, пришло более 10 000 демонстрантов. Такие же демонстрации проходили в Швейцарии и в январе в рамках маршей по всему миру.

Переехав сюда семь лет назад, я очень настороженно относилась к равноправию и уж тем более к слову “феминизм”. Скорее всего, мне просто было страшно, что не получится прижиться в новой социальной среде без понимания нового и незнакомого социального кода. Оказалось, что общественное осуждение вызывает не недостаточное внимание к своему внешнему виду, а, скорее, недостаточная занятость и социальная ангажированность. Но в то же время понятие занятости приобрело новые оттенки, и под эту категорию стало подпадать гораздо больше видов деятельности, которые ранее оставались незамеченными и недооцененными.

С переоценкой понятия занятости и гендерных ролей в паре пришло понимание того, что равноправная нагрузка не может исчисляться только в экономических терминах.

Избавляясь от гендерных стереотипов, стало возможным рассматривать брак или партнерство, скорее, как жизненный проект, для развития и укрепления которого каждый по возможности должен делать то, что у него на данный момент лучше получается. То есть, каким бы ни было распределение ролей в семье, инвестиция своего времени в организацию быта и отношений, будь это мытье окон, заполнение квитанций или непосредственное зарабатывание денег, должно расцениваться как равноправный вклад.

Здесь можно брать пример с современных швейцарок. Отношение к организации быта у них заметно даже в устоявшихся словосочетаниях, которыми принято его описывать. Часто от них можно услышать «сейчас я работаю дома», подразумевающее не дистанционную работу, а то, что они выполняют значительную часть работы по дому или воспитывают детей. Хотя, исходя из собственного опыта, многие работающие пары поколения Y делят повседневные бытовые обязанности поровну.

Конечно же, не стоит идеализировать швейцарскую повседневность. То, что какие-то проблемы отрегулированы на государственном уровне, не говорит о том, что они отрегулированы в человеческом сознании. Как выражался один постколониальный критик, страну невозможно окончательно освободить от колонизатора, пока не освобождено ее культурное сознание.

Даже сегодня, согласно данным за 2016 год, женщины зарабатывают на 19,3% меньше коллег-мужчин. Что касается более обывательских вещей, одним из камней преткновения для меня, в прошлом жительницы большого города, стала одежда. Броская или слишком модная, она у подавляющего числа швейцарцев ассоциируется с легкомыслием. Но это, скорее всего, следствие не антифеминистских настроений, а повсеместного культа трудоголизма и протестантской морали: если ты много и усердно работаешь, то у тебя просто не должно оставаться времени на продумывание нарядов.

У швейцарской и украинской борьбы за равноправие разные повестки. Некоторые базовые проблемы гендерной дискриминации Швейцария хотя бы частично, но уже преодолела. Несмотря на то, что никто в открытую не ставит под вопрос гендерное равенство, здесь тоже найдется материал для местного Вестника сексизма. В него, скорее всего, попало бы неоднократное отклонение инициативы о мужском декретном отпуске. В отличие от той же Швеции, где отпуск по уходу за ребенком можно поделить поровну, мужчина в Швейцарии удостоен всего одного оплачиваемого выходного дня. Инициатива #MeToo не стала резонансной в контексте Швейцарии, но это говорит не о том, что этой проблемы там не существует, а о том, что даже те женщины, которые решили поделиться историями насилия, пожелали остаться анонимными.

На политической и культурной арене швейцарские женщины не являются большинством, но остаются довольно видимыми. Например, в 2010 году шесть из восьми министерских должностей в Федеральном совете занимали женщины. В корпоративной или академической среде к женщине не принято снисходить, вслух ставить под сомнение ее способности или ласково просить ассистентку приготовить кофе.

Но самым большим открытием o жизни в Швейцарии стал неочевидный факт того, что все, воспринимаемое мною через постсоветскую призму как профеминистические настроения, зачастую было просто уважением личных границ. Как оказалось, чтобы чувствовать себя более комфортно в повседневной жизни, нужна не только активистская деятельность или «скандальная мысль» о том, что мужчины и женщины равны, а всего лишь умение не комментировать ничью жизнь ни в позитивном, ни в негативном ключе вне зависимости от пола. Это исключает и четкое проговаривание прескриптивных женских или мужских ролей, и разговоров о женском предназначении. Даже если кто-то так думает, я об этом, скорее всего, никогда не узнаю. Здесь я ни разу не столкнулась с неудобными вопросами о детях или замужестве, или с «дельными» жизненными советами. При том, что мне вот-вот стукнет 30, максимум, что здесь рекомендовали, – пожить полгода в Лондоне, чтобы улучшить свой английский. Возможно, швейцарки и швейцарцы и знают, «как мне будет лучше», но они никогда об этом не скажут, за что я им бесконечно благодарна.

Фото: Женский марш в Женеве, Швейцария, январь 2017 ()

Читайте нас в Telegram-каналі, у Facebook та Instagram

Ми залишаємося незалежним та чесним жіночим виданням вже 7 років. На відміну від багатьох жіночих сайтів ми прагнемо відверто говорити про жінок та надати платформу для різноманітних голосів, які розповідають про справжнє життя, реальні проблеми жінок, їхні потреби, страхи, надії, про їхній досвід, успіх та досягнення. Кожна з нас заслуговує бути почутою. Кожна з нас може бути прикладом та натхненням для інших. Кожен, великий чи невеликий, внесок неймовірно цінний — він має важливе значення для захисту нашої редакторської незалежності та існування цього проєкту. Підтримайте The Devochki — від 50 гривень. Дякуємо!