Поп-культурщина

від | Лис 30, 2016 | Дівчина говорить

Все началось с пуховика. Опасаясь за мое репродуктивное здоровье, мама тащила меня на рынок. Я честно нашла самый безобидный вариант без надписей и стразов. Купила. И начала встречать своих клонов на улицах. Да, оттенки и крой незначительно варьировались, но картинка сохранялась: десятки девушек в дутом пуховике оттенка хаки. И я одна из них. Потому что я как все. Попса. Но долго убеждала себя в обратном.

Когда мне было девять, а брату соответственно 13, нам дали по две гривны и разрешили купить по аудиокассете. Да, когда-то были такие цены. Да, мы покупали кассеты. И «отматывали» их карандашом. В общем, пошли мы в единственный источник музыкальных новинок нашего района – ларька из бывшего вагончика на колесах. В девять лет у меня не было вкуса, поэтому я выбирала знакомого исполнителя. Стоит ли говорить, что в итоге приобрела я «Руки Вверх»?  Брат выбрал Backstreet Boys. Через неделю, забросив свою кассету, я бесстыдно клянчила у него заокеанскую попсу. Через месяц подпевала «шоуми земинин овбиин лонли». Как вы можете догадаться, с английским я познакомилась значительно позже.

Поп-культурщина, The Devochki

А забросила я понятную для понимания «Крошку мою» ради загадочного звучания и, как следствие, ощущения избранности. «Руки Вверх» были совсем-совсем попсой, а хотелось быть «не совсем». И понеслась. Если все танцевали под Hit me baby one more time, я закатывала глаза и демонстративно стояла у стеночки. Если все красились «на шапочку», то я – «на фольгу». Или наоборот. Если все любили Сашу Белого из «Бригады», то мне нравился сложный и непонятый всеми Пчела. Бунтарка какая. Искренне верила, что шла «против системы».

С годами такая «бунтарская тенденция» укрепилась в моем понимании как единственная правильная. Если в жизни появлялся человек с «нестандартными» увлечениями, предпочтениями или взглядами, я жадно пыталась перенять их, часто не включая внутренний фильтр. Группа, о которой знают человек 100? – Прослушать все песни, сходить на концерт! Дресс-код мероприятия? – Я найду самый неподходящий наряд. «Непризнанный» гений? – Давай встречаться! Можно было бы назвать это «переходным возрастом» или «ментальным пубертатом», если бы не дата рождения в паспорте.

Противоположностью массовой или поп-культуры является культура элитарная, и с ней себя ассоциировать намного приятнее. Ирония человеческого стремления к закрытым кругам заключается в масштабах и популярности такого действия. Поэтому клеймить попсу практически так же «попсово», как и любить ее.

Поп-культура возникла не из желания сделать нас тупыми. Скорее, наоборот. Это настоящий феномен ХХ века, который стал возможным благодаря демократизации культуры, и, как говорится в научных статьях, «широкое приобщение индивидов к культурным ценностям». Открывались заводы и фабрики, стремительно росло население городов, а значит, все больше и больше людей стали включаться в жизнедеятельность общества. Такое поп-продвижение было чем-то сродни социальному активизму. Решающую роль в нем сыграла… наука, дав возможность транслировать и хранить информацию, а значит – распространять продукты культуры. «Попса» очень динамична, быстро реагирует на изменения в обществе и адаптируется к ним.

И тут мы переходим на «темную сторону». Такая адаптивность позволяет нам быстро социализироваться (я десятки разговоров с незнакомыми людьми основала на моей любви к Бейонсе), но с другой стороны – мы пассивно подчиняемся общественным нормам и теряем частичку своей уникальности. Помести меня среди фанатов на концерте королевы Би, и я сольюсь с ними в одну визжащую от восторга массу.

Массовая культура пришла к нам с индустриализацией и стала основой развития консюмеризма. Понятие «произведения искусства» стали подменять на «предметы роскоши» и «показатели статуса». И вместо того чтобы посетить галерею, мы стали покупать картины «на дом», редко интересуясь чем-то, кроме имени автора. Ходить по выходным «в торговый центр».

Культура стала диктовать иерархию ценностей. Нормативность попсы позволяет нам создавать и придерживаться правил поведения в социуме, что не так уж плохо, пока они основаны на демократических ценностях. Но если учесть исторические или религиозные влияния, такая попса нормализует, например, расизм в монорасовой стране (назвать «мартышкой» моего друга из Ганы в маршрутке) или «изнасилование чести» в мусульманских странах. Попса рассчитана на «усредненного» пользователя, призвана заполнить его досуг и удовлетворить мимолетные запросы в информации или же развлечениях. Она не станет говорить о проблемах и призывать анализировать ситуацию. Но на новом айфоне вы можете найти информацию об этом в сети. Только не потеряйтесь в мемах и видео с котиками.

Поп-культура далеко не «тупая», как мы привыкли думать, наивно дистанцируя себя от ее влияния. Она всеобъемлюща и имеет множество ответвлений. Каждый из нас сидит, как минимум, на одной из них со взглядом Задорнова, тыкая пальчиком на соседние ветки с классическим «они же тупые».

Помню, как в 2010-м устроила себе марафон фильмов Даррена Аронофски, только чтобы говорить всем о том, что «устроила себе марафон фильмов Аронофски». Заливала в себя неформатных авторов, которых не понимала и не поддерживала до самой последней страницы. Справедливости ради, такую же реакцию вызвала бумажная версия книги «Пятьдесят оттенков серого». Как, впрочем, и кинематографический вариант.

Единственное, что стоит отрицать в поп-культуре: ее нежелание критически мыслить и анализировать информацию. Можно напевать припев песни из трех слов, но при этом следить за деятельностью ЖЕКа своего района. Искренне признавать только айфоны и бороться с незаконной рекламой магазинов техники в метро. Любить Бейонсе и бороться с нормализацией коммерческого использования эротики в обществе.

Поп-культура не всегда означает, что вы – безликая масса. Иногда массовость – это именно то, что нужно для качественных изменений в социуме. Несколько лет назад мы это доказали и получили нечто большее, чем моду на свитшоты с тризубцем. Не забывайте: именно в наших силах задавать тон мейнстриму. Даже если это мода на пуховики.

Читайте нас в Telegram-каналі, у Facebook та Instagram

Ми залишаємося незалежним та чесним жіночим виданням вже 7 років. На відміну від багатьох жіночих сайтів ми прагнемо відверто говорити про жінок та надати платформу для різноманітних голосів, які розповідають про справжнє життя, реальні проблеми жінок, їхні потреби, страхи, надії, про їхній досвід, успіх та досягнення. Кожна з нас заслуговує бути почутою. Кожна з нас може бути прикладом та натхненням для інших. Кожен, великий чи невеликий, внесок неймовірно цінний — він має важливе значення для захисту нашої редакторської незалежності та існування цього проєкту. Підтримайте The Devochki — від 50 гривень. Дякуємо!