Как это – быть менеджером молодой рок-группы

від | Жов 6, 2016 | Дівчина говорить

Сколько я себя помню – всегда тусовалась с артистами самых разных форматов и стилей. С дэз-кор-группами, что репали в гараже за домом, с выпускниками «Фабрики звезд», из-за которых восьмиклассницы пытались побить меня возле черного входа в клуб, с травести-дивами из столичных гей-клубов, в конце концов. Главное, чтобы было весело!

Свою карьеру в сфере деятельности, приближенной к музыкальной, начала десять лет назад – как журналист в культовых тогда среди подростков изданиях МОЛОКО и ХЗМ. Было не просто весело – до сих пор считаю эти годы лучшими. Концерты, бекстейджи, узнаваемость среди подростков, статьи о том, как правильно встретить весну на море и найти там собаку, фото на Зигете с культовой брит-поп-группой (кажется, UNKLE), которая при ближайшем рассмотрении оказалась какими-то левыми хипстерами (хотя, стоп, в 2007-м еще не существовало хипстеров?) и много других приключений.

Как это – быть менеджером молодой рок-группы, The Devochki

Ситуация на рынке немного поменялась, и я стала музыкальным редактором всеукраинского еженедельника «Сериал». Происходящее осталось тем же, но немного в другом формате – сериал «Ранетки», «Фабрика звезд» и все такое. Это и правда было круто – перелеты-переезды-командировки-спецпроекты,  круглосуточные съемки и эфиры. Зря у вас глаз дергается при словосочетании «Фабрика звезд». Выпускники этого шоу – очень крутые ребята с отменным музыкальным вкусом, которые понимали, что в этой стране без песен про «розы-козы» иначе никак, ну, или по крайней мере, очень сложно.

В 2015-м я работала пиар-менеджером продюсерского центра mamamusic – Юрий Никитин, НЕАНГЕЛЫ, NIKITA, Верка Сердючка. Даже если вы слушаете Тома Йорка, Infected Mushrooms или же Parkway Drive, – эти имена, думаю, вам все равно хорошо известны. Я твердо привыкла к тому, что есть определенная страна, определенный рынок, определенные правила, и не малолетке из одного из спальных районов Киева их менять. Мне все нравилось, я люблю хорошую поп-музыку, а НЕАНГЕЛЫ до сих пор остаются одной из самых нежно любимых групп.

У меня было ужаснейшее настроение, ПМС, похмелье и, наверное, еще какие-то радости жизни. «Эй, я тут с пациками в группе играю, не хочешь с нами поработать на ЗП плюс процент?» – написал мне давний друг. Пока я в силу своего мерзопакостного характера думала, как бы максимально гадко и язвительно ему ответить, что малоизвестные группы я переросла лет так восемь назад, чувак начал бросать мне в личку треки. Я включила. И сказала: «Давай встретимся завтра и поговорим».

Музыкантам я честно призналась: “Мужики, в душе не знаю, что с вами делать, но вы мне нравитесь, давайте попробуем”. И улетела в Рим. По возвращении в Киев мой энтузиазм опять упал на дно – я и правда не представляла, как действовать.

Поехала к парням на репетиционную базу, чтобы об этом сказать. Села в углу, открыла макбук, пацаны настроились, начали репетировать, я открыла пустой файл и… Идеи посыпались градом, причем максимально практичные (например, вспомнила, что у моей прекрасной подруги есть этот прекрасный портал, где можно задействовать ребят в каком-то из спецпроектов). Так я стала сотрудничать с группой COLAARS.

Как это – быть менеджером молодой рок-группы, The Devochki

О том, что у моего сотрудника Дэна имеется своя рок-группа, я узнала с первых дней работы в mamamusic. Дэн был хорошим, улыбчивым, сидел за соседним столом и всегда подстраховывал в сложных ситуациях. Иногда меня подмывало, простите, до@баться: «Чувак, а зачем тебе это все? Что ты думаешь делать с такой музыкой?», но я не хотела остаться без утреннего кофе, не хотела, чтобы мне подменили стул на поломанный, вытащили батарейки из мышки – как там еще мстят в офисах? Альбом I AM группы DETACH я услышала добровольно-принудительно одной из самых первых – у Дэна громкие колонки.

C COLAARS все шло лучше, чем я могла подумать, первым, с кем я делилась своими успехами, был Дэн. «А мы интервью «Космополитэну» дали, а нас на Новый Год взяли в Атлас, о, нас приглашают на фестиваль «Файне мiсто», и насчет твоей группы попробовать договориться? Ок, сейчас…»

“Аня, мы тут с пацанами клип завтра хотим премьерить, давай мы тебе заплатим небольшой гонорар, поможешь нам по пиару?” – услышала я то ли 13-го, то ли 14-го декабря. Как я могла отказать другу? И тут понеслось. Новость о клипе поставили все. Нет, вы не понимаете – ВСЕ! Такое количество ссылок в файл отчетности я не складировала давно. “Нас поставил “Обозреватель”!», «Нас поставил ТСН!», «Нас поставила “Вива!» – звонила я Дэну каждые пять минут, получая в ответ: «Да ладно!», «Не гони!» и «Не верю!».

Как это – быть менеджером молодой рок-группы, The Devochki

Дальнейшее происходящее напоминает американский сериал для подростков. Вот я знакомлюсь с остальными участниками DETACH, после трех баров и стриптиз-клуба попадаю домой в четыре утра. Вот я в этот же день выезжаю с COLAARS на концерт в Луцк. Пацаны попадают на свой первый эфир, пусть на региональном ТВ, но в крутом утреннем шоу, где их знают и встречают чуть ли не как мировых селебритис. Вокалист Дима говорит в прямом эфире, что у них обновилась команда, появилась очень крутая менеджер Аня, а я в это время за кадром улыбаюсь как дура и еле держу себя в руках, чтобы не реветь от умиления – але, женщина, у тебя уже две фотографии в паспорте! Концерт, прекрасное афтепати: бас-гитарист просыпается на шкафу, я высказываю много некорректных и нелестных фраз поклонницам группы (а почему они моложе, худее, да еще и врут, что тусили с Максом Барских?!). Мы возвращаемся в Киев, но вместо того, чтобы ехать домой, я бегу к Дэну в клуб SENTRUM – там мы с Женей Кибцом договариваемся про первый сольник DETACH.

Симбиоз менеджер+группа – каждый раз нереально разный. Это вам не юриспруденция и не айти. Сколько групп – столько и историй. Глупо писать «Универсальный кодекс музыкального менеджера», от его прочтения кому-то пользы может быть меньше, чем от бокала вина с единомышленником. Я просто расскажу то, что считаю нужным, а вы можете бросить в меня камень, а можете угостить клюквенным сидром.

Если ты женщина, на первых порах тебя вполне могут считать очередной недогруппиз. «Аня не просто какая-то там любовница вокалиста, она, между прочим, с НЕАНГЕЛАМИ во Дворце Спорта работала и шарит!» – так представили  меня одному из фестивальных организаторов. Увы, в очень многих случаях так и есть – далеко не все группы могут позволить себе менеджера, потому что если денег не так уж много, потратить их рациональнее на запись треков, клипы и т.д. С херовым контентом не поможет даже мегапрофи. «Лучше так, чем никак, должен же кто-то покупать нам билеты на поезд!» – думают музыканты и зовут «помогать» очередную фанатку, которая только и умеет, что бегать в фирменном мерче, орать «это МОЯ группа!» и выкладывать сотню селфи с музыкантами.

Я, кстати, тоже люблю бегать в фирменном мерче, орать «это МОЯ группа!» и выкладывать сотню селфи с музыкантами. Имею право. Проведете пять часов на «Укрпочте», отправляя мерчик в Казахстан, тогда и поговорим.

Я люблю свои группы сильнее, чем любила большинство своих мужчин и все свои туфли. У меня на ноге татуировка, референсом на которую стала обложка альбома DETACH. Я практически плакала, когда к вокалисту DETACH на саундчеке подошел парень и попросил разрешения пожать его руку, и откровенно рыдала, когда после аншлагового сольника в SENTRUM он написал: «Спасибо, что ты с нами, без тебя так бы не было». Я каждый раз реагирую на смс басиста COLAARS: «Аня, у тебя артист умирает!», «Аня, у тебя артист голоден!», «Аня, у тебя артист бомжует!» (у пацанов пятикомнатный люкс с джакузи, но ему лень идти домой), хоть и знаю, что он меня откровеннейше троллит.

Как это – быть менеджером молодой рок-группы, The Devochki

Я не понимаю, как можно работать с музыкантами не сердцем, а разумом и расчетом. Смысл? Для этого ведь есть более прибыльные сферы – айти или банковское дело. Ларьки с шаурмой можно открыть – тоже при правильном подходе больше денег. Музыка – это в первую очередь для меня творчество, свобода, острый кайф и невероятные приключения.

Фестивали и туры – это, конечно, творчество, свобода, острый кайф и невероятные приключения. Но это РАБОТА! Именно ты ответственна за покупку билетов в разгар фестивального сезона и за то, чтобы твоим музыкантам было где жить, – о том, как я три дня искала, но все же нашла офигенный частный дом в селе Родатычи, подробно я буду рассказывать на мастер-классах за деньги. О том, что вокалист забыл шнур, название которого ты даже не можешь выговорить – кстати, тоже. Значит, надо найти. Где? Где-то! Не существует «не могу, не умею, не знаю». Если у тебя в голове всплывает фраза: «Я не знаю, как это сделать, это не мои обязанности», – и правда, лучше начни спать с кем-то из музыкантов и катайся на фесты как группиз, а не как менеджер.

Как это – быть менеджером молодой рок-группы, The Devochki

Мои пацаны тащат кучу тяжеленной аппаратуры, но при этом рукой/ногой/плечом придерживают мне дверь, когда я иду сзади с бутылкой воды и пачкой треклистов, и уступают мне нижние полки в поезде. На последнем фестивале я несла что-то привычно тяжелое. «Ого, это же сложноесловокотороеясразужезабыла, он тяжелый, отдай!» – воскликнул наш гитарист и выдрал у меня эту штуку из рук. Но в целом, все принцесные понты стоит оставить на послеконцертное время и быть готовой намокнуть, остаться без еды, ехать стоя и тащить что-то очень тяжелое, если кроме тебя этого сделать некому. Ты не девочка, ты – менеджер. Они не мужики, они – музыканты. По крайней мере, в день концерта.

Я работаю 24 часа в сутки – я не работаю ни единого часа в сутки. Мои друзья не понимают этого. Одни сочувствуют мне, что я могу достать ноутбук даже в кино и не вылезаю из телефонных переписок даже в два часа ночи.  Вторые считают бездельницей – потому что я сплю до 10, а иногда даже и до 11 утра (когда-то в понедельник спала до часу), могу пить вино хоть в понедельник, хоть в среду, и совершенно не подстраиваюсь под общечеловеческие графики. Одинаково бесят и те, и те. Даже лень в тысячный раз объяснять, почему так ­– правильно.

Нет, меня не бесит, что мой гитарист звонит мне в два часа ночи! Потому что я сама сказала обязательно набрать меня после репы. Потому что я сама смертельно обижусь, если этого не случится. Потому что я сама звоню ему в три! Нет, я не хочу на Новый Год в этот ваш бл@дский Египет. Я надеюсь, на Новый Год у нас будет выступление, а еще лучше – четыре. Да, у меня открыт мультишенген, по которому я съездила никуда, но вместо этого поехала в Родатычи, Тернополь, Каменец-Подольский, Ивано-Франковск. Будет тур по Европе – тогда и поеду.

Быть менеджером – это обратная cторона фестивальной романтики. Это саундчеки в восемь утра, трехчасовой сон сидя, зачастую сомнительная еда, «Аня, найдипомогиспаси!», внезапный ливень, а все дождевики ты отдала музыкантам, и пропущенные выступления любимых групп (не попала на Muse, POTF, Hurts, Gus Gus, а чего добился ты?).

Быть менеджером – это очень много настолько скучной работы, что о ней даже рассказывать скучно. Это рассылка приглашений в социальных сетях ручками, это пять часов на «Укрпочте» (филиал ада!), это вернуть 16 билетов на поезд в кассы (почти такой же ад, как «Укрпочта»), это научиться заводить продажи у билетных операторов (господи, мне всю жизнь было лень даже паспортные данные куда-то вбить!).

Быть менеджером – это научиться ездить на трамвае в 6 утра, чтобы сэкономить на такси. Это наконец-то научиться делать хотя бы небольшую долларовую заначку, потому что не знаешь, сколько денег ты заработаешь в следующем месяце, и более того – так и не потратить ее ни на Европу, ни на седьмой айфон. Да, я занимаюсь и другими проектами, да, я делаю свою работу качественно, но я загружаю себя ими ровно настолько, чтобы по максимуму заработать и чтобы это не мешало моей работе с группами. На собеседовании в один из глянцевых журналов из 40 минут где-то тридцать пять HR слушали о том, что «а мои, а мы, а когда мы играли с…, DETACH, DETACH, DETACH!». Первое, что я спросила – не об уровне зарплаты, а о том, не помешает ли наше сотрудничество работать с моими музыкантами? В журнал, о котором я мечтала с детства, меня не взяли, я не расстроилась – пообещали ставить новости о моих группах (раньше не ставили). Обещание сдержали – новый клип COLAARS у них вышел.

Как это – быть менеджером молодой рок-группы, The Devochki

Это точно не твое, если:

— смс: «Спишь? Я наберу?» в 2:42 или 3:58 ночи вызывают не умиление, а раздражение – конечно, сплю, вы время видели?!

— внезапно обрушившийся перед концертом ливень вызывает мысль «моя прическа!», а не «хоть бы у вокалиста не сел голос!»

— каждый раз, когда ты говоришь «как же я от вас устала!» или «господи, за что вы мне?!» – ты искренне так думаешь;

— чаще ты говоришь не «мы» и даже не «мои», а «группа, с которой я работаю»;

— фраза «это не мои обязанности!» не просто неоднократно мелькала в твоей голове, но и была озвучена.

Цитаты великих:

«Мы что, работаем на Новый Год?! Блин, я собирался ехать к родственникам, я пообещал им починить унитаз!»

«Аня, нас будут кормить?» (три часа ночи, фестиваль, на котором мы даже не играем).

«Я – яйцо динозавра!» (в ответ на три абзаца текста о том, куда ему надо поехать за дисками, куда их отвезти и как это сделать удобнее всего).

Флаг России (в ответ на огромный пост с логистикой переездов, временем чека и т.д.).

«Так во сколько мы выступаем?» (следующее сообщение в чате после моего сообщения о времени выступления и времени чека).

«Йуххуууууу! Музыкальная вечеринка!!! Эй! Выходите все! Музыкальная вечеринка!» (два часа дня, истошный крик как реакция на то, что мы в отеле – не единственная музыкальная группа).

«Если ты уйдешь от нас – я уйду на подтанцовку к Павлу Зиброву!» (реакция на мою менеджерскую истерику).

«Аня, для тебя в группе сухой закон, мы пьем, ты – нет! Мы не шутим, ты же менеджер, вот и следи за порядком… Так, стоп,  пацаны, мы перегибаем, уже вижу: «Анна Салата покинула чат PR DETACH».

«Аня! Обрати внимание на это сообщение! Для того чтобы ты его не пропустила, я прикрепил к нему фото Макса Барских!»

«Все ок, правда тут Барских приходил с цветами и кольцом, спрашивал, где ты. Сказал, что не знаю» (я выпила немножечко мартини, проспала саундчек, звонила в слезах и спрашивала, не уволена ли)

Быть менеджером – лучшее, что случалось в моей жизни!

Читайте нас в Telegram-каналі, у Facebook та Instagram

Ми залишаємося незалежним та чесним жіночим виданням вже 7 років. На відміну від багатьох жіночих сайтів ми прагнемо відверто говорити про жінок та надати платформу для різноманітних голосів, які розповідають про справжнє життя, реальні проблеми жінок, їхні потреби, страхи, надії, про їхній досвід, успіх та досягнення. Кожна з нас заслуговує бути почутою. Кожна з нас може бути прикладом та натхненням для інших. Кожен, великий чи невеликий, внесок неймовірно цінний — він має важливе значення для захисту нашої редакторської незалежності та існування цього проєкту. Підтримайте The Devochki — від 50 гривень. Дякуємо!